пн.–пт. 10:00–19:00
  • Нижний Новгород +7 (495) 877-60-31
    доставка курьером, оплата при получении
  • Москва +7 (495) 40-71-77
    доставка 1–2 дня, самовывоз в день заказа

Болонская школа Карраччи

Болонская школа Карраччи — Обыкновенно принято относить название болонской школы всецело к академии, основанной в конце XVI столетия братьями Карраччи. Это не совсем правильно.

Гвидо Рени был одним из самых известных художников своего времени, но к концу жизни утратил в значительной степени свое обаянье. Копия же, в уменьшенном виде - в Венской галерее ; "Поклонение Пастырей" наход. Петр" - этюд с головы ап. Петра для мастерской картины художника, находящейся в палаццо Цампьери, в Болонье; в г. Иероним"; "Юность Богоматери" картина изображает Пресвятую Деву, в возрасте лет 16 или 17, сидящую в кругу восьми молодых девушек, занятых шитьем, на полу - несколько корзин с работою; слева - маленькая собачка, болонка ; "Спящий младенец Христос" копия с оригинала, находящегося в венском Бельведере, по мнению Вагена принадлежит кисти Карло Маратти; подобные же копии, неправильно считаемые подлинными произведениями Гвидо Рени, имеются в галерее Дориа, в Риме, и в коллекции гр. Шпека Штернбурга, с Лучене; есть еще копия в венской академии художеств. Из картин не религиозного содержания, принадлежащих кисти Г. Рени или его учеников, следующие находятся в Эрмитаже: Тура, во Франции очевидно представляющие собою копии ; "Клеопатра" - написана была художником, вдохновившимся, по мнению Вагена, бюстом одной из дочерей Ниобеи; картина находилась некогда в галерее Кувеа, португальского посланника при дворе французского короля Людовика XV; во Флоренции, в галерее Питти имеется картина Гв. Рени того же содержания, но она представляет, в отношении композиции, значительное отличие от эрмитажной. Рени с знаменитого портрета его работы, находящегося в палаццо Барберини, в Риме. Куплена была картина для Эрмитажа в г. Картина эта, считавшаяся сначала произведением Тициана, а затем П. Бордоне, художника Венецианской школы, по преданию написана была Гв. Рени с наброска, сделанного им в то время, когда несчастную Беатриче вели на казнь; по другому преданию, портрет этот написан художником в тюрьме Беатриче, накануне ее казни; однако, эти рассказы не подтверждаются никакими положительными историческими данными, и даже подлежит сомнению: Другим представителем Болонской школы является Франческо Альбани - г. В своих произведениях он изображал преимущественно красоту, грацию и любовь. Его картины, написанные на сюжеты, взятые из мифологии, как "Аполлон и Дафна", "Богиня Земли", и находящаяся в Эрмитаже "Похищение Европы" повторение этой картины с некоторыми изменениями имеется в Петербурге же, в Лейхтенбергской галерее и др. Из этих последних в петербургском Эрмитаже находятся две его картины: Ло, и была куплена для Эрмитажа из галереи Вальполя. Живопись Альбани отличается нежностью и красотой, но уже слишком приторной. В Альбани еще ярче обнаружились недостатки его учителей. Несомненно, к сонму великих итальянских мастеров, мог бы приобщиться другой художник из школы Карраччи, если бы он не жил в эпоху упадка искусства, когда вкусы в Италии, к концу XVII века, в значительной степени были извращены.

Мы говорим о Доменикино Цампьери, прозванном Доменикино - , сначала ученик Кальварта, затем академии дельи-инкамминати, он одно время был в большой моде в Италии и, к сожалению, старался подладиться под испорченные вкусы публики. Шедевром его считается "Исповедь св. Иеронима", о которой Пуссэн говорил, что она принадлежит к числу трех наилучших картин Рима. В ней много простоты, величия, она вся проникнута чувством благоговения. Нигде в других произведениях художник не выразил более сильно этого чувства. Иероним в пустыне", "Св. Цецилия", "Торжество любви"; находящиеся в Лувре, прекрасные фрески в церкви Сан-Луиджи де Франчези в Риме, в аббатстве Гротта-Феррата в вилле Альдобрандини во Фраскатти, отличаются свежестью, возвышенностью стиля и силою выраженья. Обращают на себя внимание его картины, находящиеся в Эрмитаже: Картина эта в течение долгого времени принадлежала д-ру Фроману в Штутгарте, а в начале нынешнего столетия была куплена от него Д. Нарышкиным, от которого приобретена была императором Николаем I для императрицы Александры Федоровны. При жизни этой государыни она висела в ее кабинете в Зимнем дворце; по ее кончине перешла в наследство к императрице Марии Александровне, после которой, согласно ее духовному завещанию, сделалась собственностью Эрмитажа в г. Точно такая же картина Доменикино, бывшая прежде в галерее герцога Орлеанского, находится у графа Карлейля, в замке Гоуард, в Йоркшайре, в Англии. Превосходная копия с эрмитажной картины, сделанная Брюловым, имеется в музее Императорской академии художеств в Спб. Mapии Магдалины на небо", "Ликование израильтянок по переходе Моисея через Чермное море" - картина, перешедшая в Эрмитаж из бывшей Голицынской галереи, где она значилась произведением школы Доменикино. К произведениям школы Доменикино относится находящаяся в Эрмитаже картина, "Персидская Сивилла", прежде считавшаяся работой самого художника, между прочим потому, что в лице Сивиллы узнавали портрет его дочери. Различием в манерах письма, которых насчитывают целых три, отличался один из последних представителей Болонской школы - Джованни-Франческо Барбьери - , прозванный Гверчино, то есть косоглазый, сначала ученик Барт. Хорошим образцом первой манеры художника служит его картина, находящаяся ныне в Эрмитаже; она изображает "Св.

Анну, обучающую Младенца Христа чтению". К первым же работам Барбьери относится его " Взятие Богородицы на небо" - картина эта, находящаяся также в Эрмитаже, в числе других была исполнена художником, по возвращению в Рим, в г. В галерее Дориа, в Риме, имеется картина Гверчино, изображающая св. Иоанна и представляющая почти точное повторение фигуры этого апостола на эрмитажном "Взятии Богородицы на небо", для которого она, быть может, служила эскизом, сделанным, в таком случае, до г. Другой манерой письма отличается так же находящаяся в Эрмитаже картина Гверчино, изображающая "Видение св. Клары" и находившаяся сначала в галереях Тюньи, а потом герцога Талара. Старинная копия с нее, выдаваемая за оригинал, находится в Венеции, в Пинакотеке Манфредини Seminare particolare. К произведениям второго рода причисляют еще одну эрмитажную картину, принадлежащую кисти Гверчино и изображающую: Лаврентия Богоматери и Младенцу Христу" - картина эта находилась прежде в галерее Лебрена, в Париже, откуда была куплена для Эрмитажа в г. Образцами третьей, последней манеры художника, служит: Екатерины", написанное художником для его родины, Чентской общины, и находившееся прежде в галерее нидерландского короля Вильгельма II, откуда она была приобретена для Эрмитажа при распродаже галереи, в году, во 2-х "Св. Иероним в пустыне", работа представляющая вероятно тот образ святого, который был написан художником, по свидетельству Беллори "Vita di Fr. Barbieri" в г. Небольшая копия с нее, также выдаваемая за оригинальное произведете Гверчино, имеется в Венеции, в Пинакотеке Манфредини. Картины Гверчино славятся своим ярким, выразительным колоритом. Последним из непосредственных учеников академии Карраччи является Джованни Ланфранко, называвшийся также кавалером Джованни да-Стефано - , гравер и живописец, ученик Агостино и Аннибале Карраччи. Образцами его произведений, отличающихся мужественной силою кисти, служат две картины, находящиеся в Эрмитаже: Евгения Сапеги, в Гродно, и одно время ошибочно приписывалась кисти Гверчино. С Ланфранко завершается блестящая эпоха Болонской школы, которая во 2-й половине XVII столетия начинает приходить в безнадежный упадок. Тщетно стараются в конце этого столетия Лоренцо Пазинелли и Карло Чиньяни воскресить искусство болонских художников. Чиньяни - ученик Дж. Капри и Альбани, подражал Корреджио и Карраччи. Его "Материнская любовь" находится в Эрмитаже. Чиньяни удалось добиться того, что в Б. Он был назначен ее пожизненным директором. Чиньяни успел заручиться для академии покровительством папы Климента XI, утвердившего ее уставы, и согласившегося дать свое имя новому учреждению, которое с тех пор получило название: Но поздно было уже в эпоху полного падения искусства вдохнуть в него новую жизнь.

Италия истощенная, словно почва, подвергшаяся усиленному возделыванию, перестала производить великих живописцев, и болонская школа впала в тот же напыщенный тон, в ту же изнеженную вычурность, которые характеризуют собою все итальянские школы XVIII столетия. Всего лучше определяет роль болонской школы итальянской живописи Ш.

Болонская школа

Блан следующими немногими словами: В крови у них нет благородства истых аристократов, нет с другой стороны крепкой и смелой энергии простого парода. Их главное качество заключалось в отсутствии слишком заметных недостатков. Подобно среднему классу общества, они занимали середину в искусстве, при том на одинаковом расстоянии от крайних точек и на этой средней высоте они поддерживали искусство, не давая ему опуститься низко, но зато и не подымая его на более высокую ступень". Malvasia, "Felsina pittriсе" Болонья, г. Lafenestre "La Peinture italienne" Париж, ; P. Lebke, "Geschichte der Italienischen Malerei" Штутгардт, г. Болонья Bologna, Bononia - главный город итальянской провинции того же имени, древняя столица Романии, местонахождение главного военного управления, апелляционного суда, епископии и университета. Население ее простирается до жит. Город расположен в месте пересечения большой Эмилиевой дороги древнего Рима, идущей по северному склону Аппенин, от Анконы до Пиаченцы, рекой Рено, правым притоком По. Столь выгодному положены Б. Отрезанная некогда от Альп рекою По и обширными болотами, она в настоящее время соединена рельсовыми путями со всеми большими дорогами, окружающими долину По. В ней сходятся линии железных дорог, идущих из Неаполя, Марселя, Парижа и Вены. Если бы при выборе столицы руководились исключительно экономическими соображениями, столицей Италии по праву могла бы стать Б. К несчастью, частые разливы Рено губительно действуют на окружающую равнину и Б. Климат - неровный и для итальянского города неприятный. Ученая и свободная Б. Она окружена стеною, сложенною из кирпича, имеющей 6 км. Город разделен на три квартала: Улицы большей частью тесные и кривые, вдоль многих из них тянутся портики и аркады. Несмотря на действительное развитие в ней торговли и промышленности, несомненно, что этот город некогда был и более населен и более благоденствовал. О том свидетельствуют его многочисленные памятники старины: Огромное и суровое укрепление, каким выглядит Palazzo del governo, резиденция префекта, палаццо Подесты, в котором сосредоточены архивы города, восходят к XIII в. Базилика San Petronio, начатая постройкой в году, должна была быть одной из величайших церквей, когда либо известных, имея в длину мет. И в поперечнике м. Всеобщее внимание привлекают наружные барельефы работы Jacopo della Guercia, изображающие историю сотворения мира. Петра построен в стиле Рококо. Интересно здание церкви San Stefano, выстроенной на месте древнего храма Изиды и состоящей из 7 отдельных церквей. Рядом высятся две знаменитые "падающие" башни из простого кирпича. Более высокая башня 97 метр. La torre Garisenda достигает половины высоты своей соседки и наклонена еще сильнее, так как по плану была выстроена наклонной.

Без сомнения башня в один прекрасный день обрушится на болонских торговцев, приютившихся со своими медными изделиями у ее основания. Знаменитый Болонский университет за время своего существования менявший несколько раз свое помещение, ныне помещается в палаццо Челлези. Особенное внимание знатоков обращает на себя святая Цецилия Рафаэля. Академия богата преимущественно полотнами старых мастеров, стоявших во главе Болонской школы живописи: Вне города, на маленьком возвышении, находится женский монастырь с Мадонною св. Луки, куда стекаются пилигримы. К церкви ведет галерея, состоящая из арок.

болонская школа братьев карраччи

Производство бархата, тюля, сукна, соломенных шляп, веревочных снастей и химических продуктов, приготовление консервов и колбасы составляют главные занятия жителей. Болонья была основана этрусками под именем Фельзины и получила свое названиe Bononia от бойев, галльского племени в Италии, завладевшего городом. В году до Р. В средние века Б. Карл Великий даровал Б. В спорах, происходивших между старыми итальянскими городами, Б. Энцио, любимый сын Фридриха II, находился здесь в плену в течение х лет, до самой своей смерти. Втечение всего ХV столетия в Б. Юлий II овладел Б. В ней произошло по случаю заключения Конкордата в г. Будучи возвращена в г. В ней провозглашено было временное правительство и конституция. Но австрийцы заняли город, изгнали мятежников и закрыли университет - Другое революционное движение, нашедшее поддержку в Пие IX, вспыхнуло в г. Guidicini, "Cose notabili della citta di Bologna" Болонья,. Болотников Иван Исаевич - мятежник времен Шуйского. Он был холопом князя Телятевского, маленьким попал в плен татарам, был продан туркам, работал в оковах на турецких галерах и был освобожден в числе других пленников, по одним известиям, - венецианцами, по другим - немцами, а по освобождении привезен в Венецию. Здесь он пробыл не сколько времени и решился возвратиться в отечество через Польшу. Проезжая через нее, он услышал о пребывании в Самборе царевича Димитрия Молчанова , явился к нему и, как человек сметливый и предприимчивый, был отправлен последним с письмом к путивльскому воеводе, кн. Видя его желание постоять за Димитрия и убедившись в его знании военного дела, Шаховской поручает ему отряд в человек. Против него Василий Шуйский выслал отряд под начальством кн. Юрия Трубецкого, но последний, встретясь под Кромами с Б-м, отступил. Это послужило сигналом к восстанию городов, холопов и инородцев. Сначала ученик Кальварта, затем Академии дельи инкамминати, он одно время был в большой моде в Италии и, к сожалению, старался подладиться под испорченные вкусы публики. Шедевром его считается "Исповедь св. Иеронима", о которой Пуссен говорил, что она принадлежит к числу трех наилучших картин Рима. В ней много простоты, величия, она вся проникнута чувством благоговения. Нигде в других произведениях художник не выразил более сильно этого чувства. Иероним в пустыне", "Св. Цецилия", "Торжество любви", находящиеся в Лувре, прекрасные фрески в церкви Сан-Луиджи де Франчези в Риме, в аббатстве Гротта-Феррата, в вилле Альдобрандини во Фраскатти отличаются свежестью, возвышенностью стиля и силою выражения.

Обращают на себя внимание его картины, находящиеся в Эрмитаже: Картина эта в течение долгого времени принадлежала д-ру Фроману в Штутгарте, а в начале нынешнего столетия была куплена от него Д. Нарышкиным, от которого приобретена была императором Николаем I для императрицы Александры Феодоровны. При жизни этой государыни она висела в ее кабинете в Зимнем дворце; по ее кончине перешла в наследство к императрице Марии Александровне, после которой, согласно ее духовному завещанию, сделалась собственностью Эрмитажа в г. Точно такая же картина Доменикино, бывшая прежде в галерее герцога Орлеанского, находится у графа Карлейля в замке Гоуард, в Йоркшире, в Англии. Превосходная копия с эрмитажной картины, сделанная Брюлловым, имеется в музее Императорской академии художеств в СПб. Марии Магдалины на небо", "Ликование израильтянок по переходе Моисея через Чермное море" — картина, перешедшая в Эрмитаж из бывшей Голицынской галереи, где она значилась произведением школы Доменикино. К произведениям школы Доменикино относится находящаяся в Эрмитаже картина "Персидская Сивилла", прежде считавшаяся работой самого художника, между прочим, потому, что в лице Сивиллы узнавали портрет его дочери. Различием в манерах письма, которых насчитывают целых три, отличался один из последних представителей болонской школы — Джованни-Франческо Барбьери — , прозванный Гверчино , т. Хорошим образцом первой манеры художника служит его картина, находящаяся ныне в Эрмитаже. Анну, обучающую Младенца-Христа чтению". К первым же работам Барбьери относится его "Взятие Богородицы на небо" — картина эта, находящаяся также в Эрмитаже, в числе других была исполнена художником по возвращении в Рим в г. В галерее Дориа в Риме имеется картина Гверчино, изображающая св. Иоанна и представляющая почти точное повторение фигуры этого апостола на эрмитажном "Взятии Богородицы на небо", для которого она, быть может, служила эскизом, сделанным, в таком случае, до г. Другой манерой письма отличается также находящаяся в Эрмитаже картина Гверчино, изображающая "Видение св. Клары" и находившаяся сначала в галереях Тюньи, а потом герцога Талара. Старинная копия с нее, выдаваемая за оригинал, находится в Венеции, в Пинакотеке Манфредини Seminare particolare. К произведениям второго рода причисляют еще одну эрмитажную картину, принадлежащую кисти Гверчино и изображающую "Поклонение св. Лаврентия Богоматери и Младенцу-Христу", — картина эта находилась прежде в галерее Лебрена, в Париже, откуда была куплена для Эрмитажа в г. Образцами третьей, последней манеры художника, служат: Екатерины", написанное художником для его родины, Чентской общины, и находившееся прежде в галерее нидерландского короля Вильгельма II, откуда она была приобретена для Эрмитажа при распродаже галереи в году, во-вторых, "Св.

Иероним в пустыне", работа, представляющая, вероятно, тот образ святого, который был написан художником, по свидетельству Беллори "Vita di Fr. Barbieri" , в г. Агостино, получивший хорошее литературное и научное образование, взял на себя более сложные занятия. Он преподавал правила перспективы, строительное искусство, читал анатомию, прибегая иногда для наглядного обучения к вскрытию трупов. Он беседовал с учениками о мифологии, истории и религии, словом касался всего того, в чем художник может черпать сюжеты для своего вдохновения. Ученики, в доказательство правильно понятых уроков учителя, воспроизводили в рисунках те факты из истории, о которых он им говорил; они часто отправлялись за город писать с натуры пейзажи и памятники старины. Их приучали к взаимной оценке друг друга, и те из них, которые не умели в таких случаях объяснить и отстоять свою работу, должны были ее уничтожить. Для распределения наград между лучшими учениками устраивались конкурсы, на которые в качестве судей Карраччи приглашали наиболее известных живописцев Италии и Болоньи. Так было поставлено образование в школе Карраччи. Их школа называлась сначала академией Desiderosi, чем означалось их стремление достичь совершенства старых мастеров; впоследствии они получили название Incamminati, то есть идущих по пути к достижению этого совершенства. Несомненно, что болонский эклектизм, сам по себе, не подарил миру ни одного настоящего гения. Но в его питомцах никогда не исчезало то знание искусства старых мастеров, которое они выносили из школы; нельзя не согласиться с тем, что благодаря своей методе художественного образования, школа Каррачи в совершенстве научила технике искусства. Тот, кто выходил из нее, умел обращаться с карандашом и кистью, понимал значение тонов, знал законы перспективы и умел ценить произведения искусства.

болонская школа братьев карраччи

Лодовико Карраччи - известен картинами, которыми он украсил паллацо Фавы, Маньяни, Грасси, Марескальки и множество церквей. Франциск", "Преображенье Господне", его последующие произведения: Семейство под пальмою", ошибочно считавшееся прежде работой Аннибале Карраччи, "Св. Лаврентием", "Положение во гроб", "Св. Севастиан", "Несение креста" находятся в настоящее время в петербургском Эрмитаже. Что же касается находящейся там же картины, изображающей св. Как живописец, он не шел дальние посредственности. Тем не менее его "Исповедь св. Иеронима" и "Купанье Дианы", находящиеся в Болонье, "Св. Дева, кормящая грудью младенца Иисуса" в Парме указывают на то, что Аг. Карраччи присущи были тонкое и правильное понимание экспрессии; мы уже знаем, что как учитель он оказал крупные услуги своим ученикам. Без сомнения, его первые произведения не все одинакового достоинства, вследствие его заведомого подражанья различным мастерам прежнего времени. Цикл фресок на темы любви богов украшает свод галереи и часть стен. Большие плафонные композиции и окружающий их фриз, составленный из прямоугольных панно и круглых медальонов, между которыми расположены сидящие атланты, образуют сложную, законченную систему декора. В расположении фресок Карраччи исходил из принципов, примененных Микеланджело в Сикстинской капелле, однако их образы утрачивают ту значительность и глубину, которые были свойственны крупным мастерам Возрождения. Обращают на себя внимание его картины, находящиеся в Эрмитаже: Картина эта в течение долгого времени принадлежала д-ру Фроману в Штутгарте, а в начале нынешнего столетия была куплена от него Д. Нарышкиным, от которого приобретена была императором Николаем I для императрицы Александры Феодоровны. При жизни этой государыни она висела в ее кабинете в Зимнем дворце; по ее кончине перешла в наследство к императрице Марии Александровне, после которой, согласно ее духовному завещанию, сделалась собственностью Эрмитажа в г. Точно такая же картина Доменикино, бывшая прежде в галерее герцога Орлеанского, находится у графа Карлейля в замке Гоуард, в Йоркшире, в Англии. Превосходная копия с эрмитажной картины, сделанная Брюлловым , имеется в музее Императорской академии художеств в СПб. Марии Магдалины на небо", "Ликование израильтянок по переходе Моисея через Чермное море" — картина, перешедшая в Эрмитаж из бывшей Голицынской галереи, где она значилась произведением школы Доменикино. К произведениям школы Доменикино относится находящаяся в Эрмитаже картина "Персидская Сивилла", прежде считавшаяся работой самого художника, между прочим, потому, что в лице Сивиллы узнавали портрет его дочери. Различием в манерах письма, которых насчитывают целых три, отличался один из последних представителей болонской школы — Джованни-Франческо Барбьери — , прозванный Гверчино, т. Хорошим образцом первой манеры художника служит его картина, находящаяся ныне в Эрмитаже. Анну, обучающую Младенца-Христа чтению".

К первым же работам Барбьери относится его "Взятие Богородицы на небо" — картина эта, находящаяся также в Эрмитаже, в числе других была исполнена художником по возвращении в Рим в г. В галерее Дориа в Риме имеется картина Гверчино, изображающая св. Иоанна и представляющая почти точное повторение фигуры этого апостола на эрмитажном "Взятии Богородицы на небо", для которого она, быть может, служила эскизом, сделанным, в таком случае, до г. Другой манерой письма отличается также находящаяся в Эрмитаже картина Гверчино, изображающая "Видение св. Клары" и находившаяся сначала в галереях Тюньи, а потом герцога Талара. Старинная копия с нее, выдаваемая за оригинал, находится в Венеции, в Пинакотеке Манфредини Seminare particolare. К произведениям второго рода причисляют еще одну эрмитажную картину, принадлежащую кисти Гверчино и изображающую "Поклонение св. Лаврентия Богоматери и Младенцу-Христу", — картина эта находилась прежде в галерее Лебрена, в Париже, откуда была куплена для Эрмитажа в г. Образцами третьей, последней манеры художника, служат: Екатерины", написанное художником для его родины, Чентской общины, и находившееся прежде в галерее нидерландского короля Вильгельма II, откуда она была приобретена для Эрмитажа при распродаже галереи в году, во-вторых, "Св. Иероним в пустыне", работа, представляющая, вероятно, тот образ святого, который был написан художником, по свидетельству Беллори "Vita di Fr. Barbieri" , в г. Небольшая копия с нее, также выдаваемая за оригинальное произведение Гверчино, имеется в Венеции, в Пинакотеке Манфредини. Картины Гверчино славятся своим ярким, выразительным колоритом.

  • Рыбалка нового поколения охота на сазана
  • Эхолот который показывает рыбу
  • На что лучше ловить семгу
  • Все пластиковые лодки под мотор
  • Большинство итальянских караваджистов—художники, жившие отблеском славы великого мастера. Но некоторые из них заслуживают специального внимания. Мантуанец Бартоломео Манфреди ок. Он пользуется сходными жанровыми сюжетами и персонажами, трактуя религиозные темы в подчеркнуто бытовом плане. К Манфреди были близки Валантен, выходец из Франции, хотя и итальянец по происхождению, и Дирк ван Бабюрен из Утрехта, находившиеся в Риме в это же время. Очень сильное влияние римских работ Караваджо испытали два других утрехтских мастера — Хендрик Тербрюгген в Риме с по и уже упоминавшийся Хонтхорст в Риме с по Тосканец Орацио Джентилески — также исходил от раннего Караваджо, тяготея, однако, к более идиллической передаче образов и к более холодному, высветленному колориту. Но зачастую в его картинах, особенно тех, что написаны после переезда в Англию , сильны тенденции к манерной идеализации образов. Сицилианец Орацио Борджанни ок. Венецианец Карло Сарачени ок. Но самым интересным мастером среди римских караваджистов был Джованни Серодине — Родом из Северной Италии, он пятнадцатилетним мальчиком попадает в Рим, где, пройдя через внешнее увлечение караваджизмом, быстро вырабатывает свой собственный стиль. В этом отношении Серодине опережает всех своих римских сотоварищей, сближаясь с Фетти и Строцци. Массимо Станционе — и Бернардо Кавадлино — ; с неаполитанскими караваджистами было связано и творчество выдающегося испанского живописца Хусепе Риберы. Эти мастера-жанристы, среди которых большинство составляли голландцы, но встречались и итальянцы Микеланджело Черквоцци, —; Вивиано Кодацци, — , в своих маленьких картинах изображали непритязательные уличные сценки, быт городской и деревенской бедноты. Традиции этого скромного течения, пользовавшегося неизменным успехом, подготовили почву для нового подъема бытового жанра уже в чисто итальянских формах в первой половине 18 в. Не без влияния голландцев развивается в Неаполе и в Северной Италии живопись натюрморта, первый пример которой дал Караваджо. Глубокий отклик новаторское искусство Караваджо нашло за пределами Италии.

    Первоначально его воздействие носило тот же внешне подражательный характер, как и в самой Италии. Молодые фламандские, голландские, французские и испанские художники, подолгу жившие в Италии, увлекались картинами Караваджо и пытались ему следовать. Но не эти подражатели определили судьбу европейского караваджизма. Новое веяние широко захватило многих живописцев, зачастую никогда не бывавших в Италии. Характерно, что все крупнейшие художники 17 в. Следы этого увлечения мы встречаем в раннем творчестве Рубенса, Рембрандта, Вермеера, Веласкеса, у Риберы и братьев Ленен. Причина столь исключительной популярности идей караваджизма кроется в том, что исторические тенденции к реализму, существовавшие в различных национальных школах, в своей борьбе с маньеризмом и его разновидностью — романизмом — смогли на первых порах опереться на стройную, хотя и ограниченную реалистическую систему, разработанную Караваджо. Во многих странах караваджизм очень скоро приобрел вполне определенный национальный отпечаток. Поэтому правильнее европейский караваджизм рассматривать не столько как следствие прямого воздействия искусства Караваджо, сколько как закономерный Этап, как раннюю форму в общем развитии европейской реалистической живописи 17 века. Рядом с реалистическим искусством Караваджо на рубеже 16—17 вв. Его возникновение тесно связано с общими культурными изменениями, определившими формирование нового художественного стиля барокко в архитектуре, скульптуре и живописи. Задачу обновления живописи взяли на себя болонские художники Лодовико Карраччи — и его двоюродные братья Агостино — и Аннибале — Карраччи. В своей борьбе с маньеризмом братья Карраччи пытались использовать ренессансное наследие, которое они воспринимали как идеал, как высший предел развития искусства. Поняв бесплодность маньеристического эпигонства, они хотели создать более творческую и жизненную систему. Признавая необходимым подражание классическим образцам, они большое внимание уделяли изучению натуры. Однако Карраччи и их последователи сознательно проводят резкую грань между художественным идеалом и реальной действительностью. Это неизбежно накладывало на их искусство отпечаток излишней рассудочности и поверхностного эклектизма. Для широкой пропаганды своих идей Карраччи основали в Болонье в г. Фактически Академия братьев Карраччи была весьма далека от того, что принято нами понимать под этим словом.

    Академия объединяла очень небольшое число художников и просуществовала недолго. Подобная художественная организация не была новостью. И до Карраччи и после создавалось множество академий, например флорентийская Академия рисунка, возникшая в г. Луки, созданная в г.

    Болонская школа живописи

    Однако предшественники и современники Карраччи обычно ограничивались изданием декларативных программ и обсуждением отвлеченных теоретических вопросов, которыми так изобиловали многочисленные трактаты второй половины 16 века. Историческое значение Академии братьев Карраччи заключается в том, что они первые практически создали художественную школу с разработанной программой обучения. Ученикам преподавалась перспектива, архитектура, анатомия, история, мифология, рисование с античных слепков и с натуры и, наконец, практика живописи. Руководство Академией братья разделили соответственно личным наклонностям: Своей методикой художественного воспитания Карраччи порывали с ремесленным Эмпиризмом прежнего обучения в мастерских. Они объединили теорию и практику живописи, создали стройную эстетическую и педагогическую систему, заложив основы для всей последующей академической доктрины западноевропейской живописи 17—18 веков. Из трех братьев Аннибале был самым талантливым. Страстно отдававшийся своему делу, он работал быстро и с увлечением, остро полемизировал с противниками, ссорился с братьями, высмеивая аристократические замашки Агостино и педантизм Лодовико. Всем лучшим, что было в нем, болонский академизм обязан Аннибале, который фактически явился ведущей фигурой нового течения. Усилия братьев Карраччи были направлены на создание торжественного монументального искусства, нашедшего наиболее полное выражение в декоративных росписях дворцов и церквей и в больших алтарных образах. В этих импозантных композициях, то полных взволнованного движения, то строго симметричных и холодных, много скучной риторики, условной театральности. Особую группу представляют картины Аннибале Карраччи на мифологические темы, в которых сильно сказывается его увлечение венецианцами. Аннибале Карраччи переехал в Рим, где по приглашению кардинала Одоардо Фарнезе начал работать над украшением парадных интерьеров его дворца. Аннибале при участии брата Агостино и учеников расписал большую галлерею палаццо Фарнезе. Эти фрески принесли ему мировую славу и послужили примером для многих декоративных ансамблей 17—18 веков. Фрагмент росписи палаццо Фарнезе в Риме. Живопись свода состоит из трех больших плафонных картин, сюжеты которых олицетворяют триумф любви.

    Нижняя часть свода украшена фризом, в котором прямоугольные панно перемежаются с написанными гризайлью круглыми медальонами, отделенными друг от друга фигурами атлантов и сидящих обнаженных юношей, явно навеянных образами Микеланджело. В своем ансамбле Карраччи исходил из принципов, примененных Микеланджело в плафоне Сикстинской капеллы и Рафаэлем в его Лоджиях. Однако он во многом отступает от приемов мастеров Возрождения, выдвигая новые принципы, определившие характер монументально-декоративной живописи барокко. Наконец, главное, что отличает фрески Карраччи от ренессансной монументальной живописи, — это преобладание чисто декоративного эффекта над глубиной образов, утрата значительного идейного содержания. К лучшим произведениям Аннибале Карраччи принадлежат его пейзажные работы. Маньеризм почти полностью предал забвению этот жанр. У Караваджо он также выпал из поля зрения. Карраччи и его ученики создают на основе традиций венецианского пейзажа 16 в. Пейзаж как законченный художественный образ природы сочетает в себе непосредственные впечатления и отвлеченную идеализацию, рассудочное построение. Уже в своих фигурных композициях Аннибале Карраччи большое внимание уделяет пейзажу как своего рода эмоциональному аккомпанементу. В пейзажах Карраччи с их почти архитектурной логичностью композиции, уравновешенной, замыкаемой по краям кулисами, с тремя пространственными планами, природа обретает вневременной, героический характер; лишенная подлинного движения жизни, она неподвижна, вечна. Эти реалистические устремления, стихийно прорывавшиеся сквозь академическую доктрину, но неспособные ее разрушить, особенно сильно сказывались в рисунках Карраччи. Превосходный рисовальщик, он чувствовал себя в рисунке свободнее от созданных им самим условных художественных канонов: В рисунках с натуры он достигает замечательной естественности и точной достоверности, которые, однако, в процессе последующей идеализации образов утрачиваются в его законченных живописных композициях. Это противоречие между реализмом этюда и условностью завершенного образа, порожденное всей сущностью творческого метода Карраччи, отныне сделалось характернейшей чертой всякого академического искусства. Творческая и педагогическая деятельность братьев Карраччи привлекла к ним в Болонье и Риме ряд молодых художников, непосредственно продолжавших новые идеи Карраччи в области монументально-декоративной, станковой и пейзажной живописи. Среди их учеников и сотрудников наиболее известны Гвидо Рени и Доменикино, появившиеся в Риме вскоре после г. В их творчестве принципы болонского академизма достигают окончательной канонизации.

    То здоровое и жизненное, что было в искусстве Карраччи, растворяется в манерной красивости и условности образов догматического академизма.

    болонская школа братьев карраччи

    Гвидо Рени — известен как автор многочисленных религиозных и мифологических картин, умело выполненных, но нестерпимо скучных и сентиментальных особенно много таких картин вышло из его мастерской в поздние годы. Имя этого одаренного, хотя несколько вялого художника стало впоследствии синонимом всего безжизненного, ложного, слащавого, что было в академической живописи. Фреска в Казино палаццо Роспильози в Риме. Гвидо Рени — ведущая фигура академического направления в Риме.

    болонская школа братьев карраччи

    Эта красивая композиция, полная легкой грации и движения, написанная в холодной гамме серебристо-серых, голубых и золотистых тонов, хорошо характеризует утонченный и условный стиль Рени, сильно отличающийся от тяжеловесной пластики и красочности более чувственных образов Карраччи в галлерее Фарнезе. Позднее эти тенденции усиливаются. Черты классицизма полнее сказываются в творчестве другого представителя болонского академизма — Доменико Цампьери, прозванного Доменикино — ; недаром он был учителем и любимым мастером Пуссена. Ученик Аннибале Карраччи, помогавший ему при росписи галлереи Фарнезе, Доменикино пользовался широкой известностью своими фресковыми циклами в Риме и в Неаполе, где он работал последнее десятилетие своей жизни. Большинство его произведений мало выделяется на общем фоне работ других академических художников. Героический облик природы, свойственный пейзажам Карраччи и Доменикино, приобретает нежный лирический оттенок в мифологических пейзажах третьего ученика братьев Карраччи — Франческо Альбани — Представители болонского академизма не избежали влияния их идейного и художественного противника Караваджо. Некоторые элементы реализма, воспринятые от Караваджо, не внося существенных изменений в академическую систему, сделали образы болонцев более жизненными. В этом отношении интересно творчество Франческо Барбьери, прозванного Гверчино — Лодовико Карраччи, он сложился в кругу болонских академистов; почти всю жизнь провел в родном городке Ченто и в Болонье, где с г. Три года, проведенные в Риме — , были самыми плодотворными в его деятельности.


    Комментарии

    Комментариев пока нет. Будьте первым комментатором!





    Регистрация





    Вход с паролем



    Забыли пароль?